​Конверсия

По определению Закона Украины «О радиочастотном ресурсе Украины» конверсия - это выполнение комплекса мероприятий, направленных на изменение радиослужбы, радиотехнологии или пользователя радиочастотного ресурса.

В результате конверсии происходит высвобождение определенного радиочастотного ресурса и его дальнейшее использование другими категориями пользователей, для внедрения других стандартов или радиотехнологий. Текущие изменения радиотехнологии происходят по Плану использования радиочастотного ресурса Украины (далее - План), который определяет срок прекращения той или иной радиотехнологии. К конверсии как к принудительному освобождению радиочастот прибегают в случаях, когда срок применения определенной радиотехнологии не был определен Планом, а необходимость изменений вызвана, например, эволюционными процессами в технологиях связи. Как правило, конверсия применяется к радиотехнологии и полосам радиочастот, которые остались со времен Советского Союза и сейчас уже не соответствуют общеевропейским требованиям разделения полос радиочастотного спектра. Прежде всего речь идет о радиотехнологии специальных пользователей и связанным с ними распределением радиочастотного ресурса Украины между общими и специальными пользователями. Такое разграничение в использовании радиочастот устанавливает Национальная таблица распределения полос радиочастот Украины, нормативный документ, утвержденный постановлением Кабинета Министров от 15 декабря 2005 г. N 1208. Особенностью распределения радиочастотного ресурса Украины является то, что радиочастотный ресурс с пометкой СИ (специального использования) абсолютно недоступен для общих пользователей. Этот ресурс выделен исключительно для военных. Радиочастоты, определены как ОИ (общего использования), предназначены для общего использования, однако закон не запрещает использовать их также в интересах спецпользователей. Конечно, лучший и желаемый вариант выглядит следующим образом: безусловное распределение радиочастот, которое бы не допускало их совместного использования общими и специальными пользователями.

Причина существующего положения заключается в том, что Вооруженные силы Украины, как и большинство пользователей, продолжают эксплуатировать системы и средства связи, которые остались со времен Советского союза. Имея возможности оперативно перейти на новые условия распределения радиочастотного ресурса, Украина применяет и в дальнейшем будет применять устаревшие системы до тех пор, пока под давлением определенных обстоятельств, например, физического износа или моральной непригодности, произойдет закупка нового оборудования.

Именно такая ситуация сложилась в диапазоне 2000 МГц. Указанные частоты выделены во всем мире для внедрения технологии мобильной связи третьего поколения, в то время как в Украине они продолжают использоваться для устаревших систем радиорелейной связи 30-летней давности.

Следует отметить, что конверсия носит сложный и затратный процесс, который требует соответствующего государственного регулирования. Законом установлено, что конверсия полос радиочастот общего пользования осуществляется за счет внебюджетных средств. Порядок привлечения таких средств регламентируется постановлением Кабинета Министров Украины от 01.08.2007 № 993. Сейчас в соответствии с указанным порядком, утвержденным этим постановлением, предусмотрено, что конверсия средств спецпользователей осуществляется на основании разработанного Генеральным Штабом Вооруженных сил Украины Планом конверсии. Этот документ является основой для разработки и утверждения НКРСИ условий соответствующего тендера на получение лицензий, заключения между победителем и Генштабом договора конверсии, определение объемов и сроков его проведения. Основание для выдачи Комиссией лицензии является акт выполненных работ по договору конверсии.

Существующее в Украине нормативно-правовое обеспечение мероприятий конверсии является вполне достаточным, хотя, возможно, оно и не совершенно, и несколько сдерживает процесс перехода на новую технологию. При наличии утвержденного Плана конверсии срок, содержание и объявления тендера до определения его победителей составляет примерно 60 дней. Еще некоторое время понадобится для выполнения мероприятий по конверсии. По предложению Министерства обороны Украины для этого потребуется около 8-ми месяцев. В настоящее время завершается формирование плана конверсии продолжается уточнение его содержания и стоимостных показателей.

Уместно также сказать, что за все это время совершено несколько попыток разработки Плана конверсии. Однако все они заканчивались противоречиями и неприятием предложения с обеих сторон при согласовании документа. Основная причина - это стоимость и продолжительность конверсии . Первый вариант плана конверсии рассматривался в течение 2009 года и предусматривал 2,5 млрд грн в расчете на 7 лет, зато Комиссия настаивала на возможности значительно более дешевого варианта за более сжатые сроки. Эти различия рассматривались во время заседаний специально созданной Кабинетом Министров Украины межведомственной комиссии с участием специалисты всех заинтересованных сторон. Но точку в этом деле поставил Указ Президента Украины от 20 октября 2009 года № 834/ 2009 «О приостановлении действия распоряжения Кабинета Министров Украины от 16 сентября 2009 года № 1119-р», которым не поддержаны инициативы проведения тендера на условиях, не соответствующих видению Министерства обороны Украины. Сущность тех предложений Генерального штаба состояла в замене за счет операторов - победителей тендера всего состава оборудования, а также в оплате дополнительных мероприятий. Общая стоимость конверсии, как уже указывалось, составила более 2,5 млрд грн с учетом возможности производственных мощностей Украины и предприятий. Срок проведения - 7-8 лет.

Вопрос конверсии радиочастот был восстановлен в июне 2010 году на совещании у Первого вице-премьер-министра Украины, на котором были пересмотрены подход к этому вопросу. Сущность их заключалась в том, что за средства операторов телекоммуникаций осуществляются только первоочередные мероприятия, которые действительно влияют на возможность внедрения технологий связи третьего поколения. Другие же меры, прежде всего по комплексному перевооружению Вооруженных сил Украины на цифровые системы управления должны осуществляться за средства государственного бюджета. В ходе этой же совещания дано соответствующее протокольное поручение, согласно которому НКРС организует проведение научно-исследовательской работы по возможности совместного использования полос радиочастот в интересах всех пользователей. Указанная работа практически выполнена. Исполнитель - Харьковский научно-исследовательский институт радиоэлектронной техники, заказчик - Украинский государственный центр радиочастот.

К сожалению, радиочастотный ресурс (далее - РЧР) в Украине в рыночно привлекательных полосах частот практически исчерпан. Для внедрения новейших радиотехнологий Планом предусматривается высвобождение части РЧР от радиоэлектронных средств специальных пользователей Министерства обороны, Министерства внутренних дел, Государственной службы специальной связи и защиты информации. После высвобождения определенных Планом полос радиочастот Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере связи и информатизации (НКРСИ) планирует пролицензировать освободившийся РЧР на конкурсной основе.

На сегодня в Украине идет работа, которая координируется КМУ, по созданию надлежащих условий для скорейшего высвобождения полос радиочастот в диапазоне 2 ГГц. В настоящее время Министерством обороны разрабатывается соответствующий План конверсии, предусматривающий сроки проведения мероприятий по высвобождению соответствующих полос радиочастот и стоимость этих мероприятий. С целью ускорения проведения мероприятий по высвобождению указанных полос радиочастот предусматривается привлечение средств операторов телекоммуникаций.

Во исполнение своих полномочий НКРСИ постоянно сотрудничает с Министерством обороны с целью создания такого Плана конверсии, который бы содержал реальные сроки высвобождения полос радиочастот, обоснованные стоимостные показатели, учитывал интересы государства и операторов телекоммуникаций и отвечал требованиям действующего законодательства.

После разработки и согласования Плана конверсии НКРСИ планирует провести конкурс или тендер (открытый аукцион) для определения будущих пользователей полос радиочастот в диапазоне 2 ГГц для внедрения систем мобильной связи 3-го поколения стандарта IMT-2000 (UMTS).

Также для внедрения современных систем связи 3- го поколения НКРСИ начала отработку технических подходов относительно путей перераспределения между операторами телекоммуникаций лицензированных полос радиочастот в диапазоне 900 МГц.